«

»

Ноя 13 2023

Распечатать Запись

Учителя наших учителей

Кто они учителя наших учителей? Это люди, которые безгранично преданны своей профессии, своему делу. Они всегда готовы поделиться своими знаниями, годами накопленным опытом.

Хумайра Зуфаровна Апимахович (Гарипова)

Родилась 27 июня 1947 года в селе Мулдакаево Белорецкого района Башкирской АССР в семье рабочих лесозаготовок. С детства равнялась на своих трудолюбивых родителей. Сначала закончила местную, сельскую семилетнюю школу.  Затем продолжила обучение в средней школе  в селе Нижние Лемезы  Иглинского района и получила среднее образование.

Учась ещё в начальных классах, решила стать учителем начальных классов.  После окончания школы в 1964 году поступила в Белорецкое педагогическое училище, в котором сразу же после зачисления ей дали направление на работу в школу в Белорецком районе (учителей в то время не хватало). Пришлось совмещать учёбу и работу в школе.

Через год решила переехать в Сибирь. Перевелась в Красноярское педагогическое училище им. М. Горького и по направлению работала на лесоучастке 110 квартала в Тинской начальной малокомплектной школе №1 (опять пришлось совмещать работу и учёбу). С 1968 по 1974гг. Хумайра Зуфаровна исполняла обязанности не только учителя малокомплектной школы, но и заведующей школы. В 1969 году вышла замуж, с мужем вырастили и воспитали двух замечательных дочерей. После закрытия лесоучастка и школы перевелась работать в Тинскую среднюю школу № 1, в которой трудилась до ухода на заслуженный отдых. Педагогический стаж составляет 43 года. После ухода на заслуженный отдых её не раз приглашали в школу подменить учителя.

За время своей педагогической деятельности Хумайра Зуфаровна старалась ставить себя на место учеников и вместе с ними «росла» с первого класса, старалась представлять, что чувствовала бы она, оказавшись на месте ученика, к которому обращается учитель. Все свои выпуски и выпускников помнит, с некоторыми переписывалась, с уважением вспоминает родителей учащихся, которые во всём помогали. Часто вспоминает малокомплектную школу, старое деревянное здание и дружный коллектив Тинской средней школы № 1. С коллегами поддерживает дружеские отношения.

Некоторые ученики Хумайры Зуфаровны также связали свою жизнь с педагогической деятельностью (Тарасова Т.Н., Тарима Н.В., Апимахович О.В., Шиманская О.В., Бурцаева Г.В., Селюк И.П.,  Лебедева Э.С., Стальмакова О.О., Осадчая К.А.).

За свой многолетний добросовестный труд Апимахович Х.З. не раз была награждена районными, краевыми и министерскими грамотами.

Доброхотова Эмма Викторовна

Эмма Викторовна рассказывает о себе:

«Родилась я 23 декабря 1943 года в Германии (в паспорте записано 29.12), во время Великой Отечественной войны. Моя мама попала в плен в марте 1943 года, когда была беременной. Хорошо, что это был не лагерь, маму поселили к фермеру, проживавшему в пригороде немецкого города  Дармштадт. У фермера она работала, ухаживала за скотом. Там я и родилась.

Люди, у которых  она жила, были хорошими. В августе 1945 года нас освободили союзники, и мы с моей мамой попали через границу в Беларусь. Мое детство было холодное и голодное. Кругом разруха, нищета. Сначала нас приютила бабушка (мамина мама), но там мы жили недолго. Мама переехала в село, где ей дали комнату при сельской школе. Она устроилась работать учителем русского языка и литературы. В 1951 году я пошла в школу, в которой проучилась 3 года.

В Белоруссии мама познакомилась с мужчиной, за которого позже вышла замуж. Родом он был из Красноярского края, города Иланский. В Белоруссии жилось трудно,поэтому в 1954 году мама с мужем завербовались на работу в Карелию.  С 3 по 10 класс я училась в Карелии и жила в интернате. В школе я любила математику, химию и физику. В моей школе были очень хорошие, добрые учителя.Это они привили мне любовь к профессии учителя.

Мама с отчимом решили уехать в Сибирь, но я осталась в интернате. В 1962 году я окончила 10 классов и решила поступить в педагогический институт. Поступила на математический факультет в городе Петрозаводске. Там отучилась год, но потом перевелась в Красноярский институт. Отучилась в городе Красноярске 3 года и в 1965 году по распределению приехала работать в «Тинскую среднюю школу №1».

В этой школе я  и начала преподавать. Много всего разного было в школе за время работы. Вспоминаются поездки в колхоз: ездили с ребятами убирать картофель, турнепс; воскресники, походы на природу; поездка с детьми в Шушенское, Москву.

За время работы в школе у меня было 3 выпускных класса. В 1973 году я стала классным руководителем 5  класса. В 1979 году был мой первый выпуск. Я до сих пор   общаюсь с ребятами этого выпуска, хотя они уже бабушки и дедушки. Звонят, приходят в гости, поздравляют с праздниками, днем рождения.

Работала завучем по воспитательной работе и завучем по учебной работе. Но это было недолго. Такие должности меня не привлекали.

В с. Тины я познакомилась со своим будущим мужем, Юрой Доброхотовым. В браке у нас родились 2 дочери, но как бы я ни хотела, учителями они не стали.

Педагогическую деятельность я завершила в 2011 году.   Как бы там ни было, свою работу я любила и полностью отдавала себя профессии.

На пенсии я увлеклась комнатными цветами. Я отдыхаю среди них.

Хочу пожелать современным учителям быть внимательнее к ученикам, видеть их, больше беседовать с ними.

За время своей педагогической деятельности Эмма Викторовна награждена многочисленными грамотами и благодарностями. В 1986 году награждена медалями «За Трудовое Отличие» и «Ветеран труда». В 2019 году приказом министерства социальной политики Красноярского края принято решение о  вручении ей нагрудного знака «Дети войны»

 


Л.Н. Толстой писал: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Именно таким учителем является Петрова Ольга Павловна

Более 40 лет Ольга Павловна отдала служению школе, детям, любимой работе. Она – педагог от Бога, который отдавал ученикам все свои знания, вкладывал в них душу.

Петрова (Лесун) Ольга Павловна родилась в тяжёлое послевоенное время, в 1947 году, в деревне Ивановка Канскогорайона Красноярского края. В 1953 году её отца как коммуниста и хорошего работника отправили на новое место работы: семья переехала в село Тины Нижнеингашского района. Ольга Павловна училась в Тинской средней школе № 1. Ещё в школе она стала задумываться о своей будущей профессии. Ольге Павловне очень нравилась учитель русского языка и литературы Земскова Лариса Николаевна, которая всегда могла ответить на любой вопрос и знала много произведений разных писателей. Будучи ученицей, Ольга Павловна писала стихи и показывала их своему учителю, а Лариса Николаевна поддерживала свою ученицу и даже отправила её стихотворение в журнал «Новый мир», где его напечатали. 

Закончив школу,  Ольга Павловна поступила в Канское педагогическое училище. После его окончания приехала работать в родную школу учителем начальных классов. Вспоминая свой первый урок, она так о нём говорит:  « Когда я пришла в школу, я не знала, как ко мне будут относиться дети. Но на перемене дети стали подходить ко мне и обнимать, и тогда я поняла, что мой выбор профессии правильный». 5 лет  она проработала учителем начальных классов. Затем поступила на заочное отделение Красноярского педагогического института и после его окончания стала преподавать в родной школе русский язык и литературу. 

Как человека творческого и талантливого, Ольгу Павловну всегда отличало стремление уйти в преподавательской деятельности от обыденности и однообразия. Она виртуозно владела словом, ярко и зажигательно вела уроки, так что ученики всегда с нетерпением ждали её уроков, учились рассуждать, высказывать своё мнение – учитель это всегда ценил.

За советом к ней шли и опытные, и молодые, и для каждого у Ольги Павловны находилось доброе слово. Её всегда отличали обаяние и широкая эрудиция, простота и интеллигентность, скромность и целеустремлённость, требовательность и чуткость.

Даже находясь на заслуженном отдыхе, она по-прежнему энергична и активна – она Председатель Совета ветеранов при Тинской сельской администрации. Она заботливая мама и бабушка. А еще Ольга Павловна  старается быть в курсе событий в  родной школы и радуется  успехам учеников  и педагогов, ценит их бережное отношение к традициям.

Лидия Фёдоровна (Осипова) Шрейнер

Родилась Лидия Федоровна Осипова в тяжёлое послевоенное время в 1946 г в провинциальном рабочем городке Тейково Ивановской области. Мама Александра Прокопьевна работала прядильщицей на Тейковском хлопчатобумажном комбинате. Отец инвалид Отечественной войны Фёдор Иванович—рабочий.

После школы поступила Лидия Фёдоровна в Ивановский государственный педагогический институт имени Фурманова по специальности учитель русского языка и литературы.

После окончания института все молодые учителя получили распределение по дальним уголкам нашей Родины. Лидия с подругами получила направление в Красноярский край, Нижнеингашский район. Страшно совсем не было. В то время молодежь уезжала осваивать Сибирь и Дальний Восток. Поехала и она.

В августе 1967 года на перрон станции Ингашская вышли 15 весёлых, смелых, городских девушек в коротеньких юбочках, в туфельках на шпильке с модными причёсками. С собой было минимум вещей. И пошли они по дощатому тротуару до районо, особо не обращая внимания на грязь и серость поселения. В районо их быстро распределили по сёлам района.

Молодая учительница легко справлялась с нелёгким деревенским бытом. Научилась топить печь, носить воду из колодца, чистить снег. А его зимой было очень много! 

В Тинской средней школе № 1 детей в те годы было по 40 человек в классе. Многие жили в интернате, их привозили из  ближайших деревень на всю неделю или на месяц. В школе работали высокопрофессиональные,  умные, интеллигентные учителя, которые стали для Лидии Фёдоровны строгими наставниками, а впоследствии—верными друзьями. С особой благодарностью и теплотой вспоминает она Ягодкину Таисию Фёдоровну, Лютину Лину Николаевну, Прошина Николая Ивановича и директора Савастеева Петра Алексеевича.

 

 

Дали молодой учительнице классное руководство. Любили её дети. Много отдавала она им внимания, заботы, знаний. Ходила с детьми в походы к реке Пойма, проводила интересные классные часы и вечера с танцами, устраивала лыжные прогулки, возила детей в г. Канск на экскурсии.  Занимались дети с руководителем и общественно-полезным трудом: складывали в детском саду дрова, ездили на посадки леса, копали в колхозе картошку, расчищали от леса участок под озеро.

 

Работа в школе была интересная и сложная. Много открытых уроков и мероприятий дала Лидия Фёдоровна. Частые проверки, собрания и педсоветы, общественные нагрузки только укрепили её. Ходила она в леспромхоз проводить с рабочими политинформации и лекции. После уроков нужно было сходить к детям в интернат, помочь делать уроки.  По вечерам работала в вечерней школе, обучая рабочую молодёжь.

Лидия Фёдоровна постоянно ездила на курсы, посещала открытые уроки других учителей, перенимала опыт, применяла новые формы обучения. Неоднократно была награждена грамотами района, края, министерства образования. Имеет она звание Ветерана труда всероссийского значения, в 1993 году была отмечена значком «Отличник народного просвещения».

В 1985 году Лидию Фёдоровну назначили организатором по внеклассной и внешкольной работе, а через год перевели на должность директора школы.

 

Это были годы застоя и перестройки в стране, но государство не снижало требований к школе. Большую помощь получала директор школы от главы поселения Королькова С,Г., от заврайоно Балахниной В.И.  и главы района Ховренкова Л.Н.

Лидия Фёдоровна вспоминает, что коллектив школы справлялся с учебной программой, не смотря на трудности. Учителям часто задерживали зарплату или выдавали  разными товарами.

По состоянию здоровья в 1999 году ушла Лидия Фёдоровна на заслуженный отдых. Но и на пенсии к ней часто приходили за помощью дети. Одних учила писать сочинения, других готовила к ГИА и ЕГЭ.  Она по-прежнему переживает за школу. Интересуется её новостями, читает  в газете «Победа» про участие школы в конкурсах, соревнованиях, конференциях. Радуется достижениям и успехам школы, следит по «Новостям» об изменениях в образовании. Любуется детьми, идущими в школу 1 сентября.

Тридцать два года отработала учителем Шрейнер Лилия Фёдоровна в Нижнеингашском  районе. За это время она успевала быть не только учителем, но и женой, хозяйкой, матерью, бабушкой. Незаметно выросли и выучились её дочери и внуки.

Старшая дочь, Елена Александровна, продолжает учительскую династию. Более 30 лет работает она в родной школе учителем начальных классов.

Не забывают Лидию Фёдоровну ученики прошлых лет, звонят, приезжают, навещают, поздравляют с праздниками.

Стальмакова Надежда Михайловна

Родилась 9 августа 1948 года в Шушенском районе, селе Дубежское. Там окончила 8 классов, потом поступила в Минусинское педучилище, на учителя начальных классов.  В 1964-1968 приехала в   Нижнеингашский район. «Нас с подругой отправили с хорошими дипломами в разные школы: одну – в   Канифольный, а другую в  Решоты. Эти школы считались хорошими, но мы с подругой  хотели работать вместе. От предложенных школ отказались. Тогда  нас направили в Стретинскую школу.

Потом я вышла замуж за Василия Стальмакова и мы приехали работать в село Тины (по направлению районо).

После педагогического училища хотела в Абаканский педагогический институт поступать на учителя географии и биологии. Но приняла решение год поработать, так как устала от экзаменов, а потом  уже поступать. Но вышла замуж, дети,  и учеба не получилась.

Сначала работала пионерской вожатой, позже перешла работать в группу продленного дня. Должность воспитателя группы продленного дня не нравилась,  свободных учительских ставок не было. Узнала, что в детском саду требуются воспитатели, и я ушла из школы.

Двенадцать лет отработал в детском саду. Своей работой там наслаждалась, я ее на «5» знала. Взахлеб работала. Но когда позвали меня стать заведующей – я оттуда сбежала. Не хотела быть начальником.

Учитель начальных классов Сопова Эльвира Федоровна позвала в школу. И опять я пошла в группу продленного дня. Наступил год, когда в первый класс набиралось детей на 2 класса. Тогда уж я стала работать учителем. У меня был 1А класс. Проработала 4 года, ребятишек выпустила. Но мне всегда хотелось чего-то нового, поэтому я ушла в социальный приют (работала воспитателем).

 Мне нравилось быть учителем. Когда я сама училась, для нас учителя были как Боги! Мне хотелось быть такой же, как первая учительница – Ольга Ивановна. Я мечтала, что когда вырасту, выучусь,  стану такой же умной, справедливой и красивой как она. Даже, если вместе оказывались в кино, я не на экран смотрела, а на Ольгу Ивановну. У нее даже духи казались мне необыкновенными. Училась я хорошо. Постоянно была «начальником»: командир звездочки, командир пионерского отряда, секретарь комсомольской организации школы. Школьные годы вспоминаю с теплотой.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://uo-ningash.ru/2023/11/13/%d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f-%d0%bd%d0%b0%d1%88%d0%b8%d1%85-%d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b9/

Создание сайтов — www.msonline.ru