Образование Нижнеингашского района
К 1917 году на территории нашего района было 7 начальных церковно-приходских школ, образованных в основном в 1912-1916 годах. В них работало 11 учителей. Обучалось 250-270 детей. В год рождения района, в 1924 году, было 22 начальные школы (в некоторых источниках – 31). До образования района вопросами образования на территории нынешнего Нижнеингашского района ведал Канский уездный отдел.
Районный отдел народного образования был создан вместе с созданием Нижнеингашского района, который образован по приказу Енисейского губернского исполкома № 52 от 4 апреля 1924 года на основании постановления ВЦИК. В период организации в состав района входило 68 поселений с населением 27212 человек. На момент создания в районе имелось: 31 начальная школа, 8 изб-читален, 3 народных дома, 18 пунктов ликбеза. На избы-читальни выписывалось 75 экземпляров газет.
Основной задачей района, как и всего советского государства, в тот период было добиться к 30-му году всеобщего четырехклассного образования.
В 1925 году во вновь образовавшемся Нижнеингашском районе было открыто еще девять начальных школ. Встречаются сведения, без указания источника, что в январе 1925 года райком комсомола организовал в школах три первых пионерских отряда, в которые вошли 94 пионера.
В 1930 году в исполнительном органе районного Совета народных депутатов действовал отдел народного образования. Первыми учителями в Соколовской, Кучеровской, Верхнеингашской, Павловской и других начальных советских школах были учителя, ранее работавшие в «министерских», т.е. волостных школах, а также церковно-приходских. Одними из первых учителей района были Ирина Петровна Яковлева (работала в нижнем Ингаше, начинала работу еще в церковно-приходской школе), Елизавета Михайловна Антипина (работала в Кучерово с 1915 году, окончив Великолукскую учительскую семинарию).
Целенаправленно учителей для школ начал готовить Канский педагогический техникум. К середине 30-х годов задача начального всеобуча в районе фактически была выполнена. И теперь была поставлена новая задача – организация семилетнего образования. В 1934 году в Нижнеингашском районе было 5 семилетних и 58 начальных школ, 10 детских яслей. В школу дети в основном поступали в возрасте 9 лет, учебный год для них из-за сельскохозяйственных работ начинался с середины сентября, старшие школьники активно вовлекались в работу по ликвидации неграмотности. Школы размещались в неприспособленных помещениях , чаще всего в домах раскулаченных крестьян.
6 класс Кучеровской неполной школы
|
Аттестат 1940 года |
Первая средняя школа в Нижнеингашском районе появилась в Решотах в 1938 году.
В годы Великой Отечественной войны все школы района продолжали работать. Учебный год начинался с октября, когда заканчивалась уборка урожая, к которой привлекались все школьники. Учителя мужчины, директора школ были призваны в армию. На их место учителями сельских школ направлялись лучшие выпускники семилетних школ. В районном отделе образования на краткосрочных курсах их готовила до 1943 года Елизавета Михайловна Антипина.
8 класс Кучеровской школы, 1941 год |
Начальная школа д.Фокино 1942-1943 год |
В 1946 году число учеников в районе составило 5276 , в 1948 году – 8135 человек. В течение 1947-1948 г.г. в районе были открыты новые школы – 11 начальных и 3 семилетних. Всего в 1948 году работали 2 средних школы (Решотинская и Нижнеингашская, которая выпустила первых 6 выпускников), 7 семилетних, 80 начальных. К концу 1948-1949 учебного года было 2 средних, 10 семилетних, 91 начальная. Обучение в школах осуществляли 350 педагогов. Их труд, особенно за военный период, высоко оценивается государством: Районная газета «Победа» от 08.04.1949 г. публикует сообщение «О награждении орденами и медалями учителей школ Красноярского края за выслугу лет и безупречную работу», в котором называются награжденные учителя школ Нижнеингашского района.
«Орденом Ленина – Афиленков Ераст Иванович, учитель и директор Верхнеингашской семилетней школы. Орденом Трудового Красного Знамени – Полякова Таисия Васильевна, учительница начальных классовН-Ингашской школы. Орденом «Знак Почета»- Зюськевич Антонина Павловна, учительница Н-Ингашской начальной школы. Медалью «За трудовую доблесть» – Мазурова Нина Петровна, учительница начальных классов Решётинской средней школы; Осипов Николай Иванович, учитель и заведующий Московской начальной школы; Степанова Пелагея Георгиевна, учительница и заведующая Шпалозаводской начальной школы; Чеботарёва Тамара Алексеевна, учительница начальных классов Кучеровской семилетней школы. Медалью «»За трудовое отличие» – Кокорина Елизавета Александровна, учитель и директор Касьяновской семилетней школы; Медведева Варвара Нестеровна, учительница Ивановской начальной школы; Никифорова Алефтина Семеновна, учительница Тинской семилетней школы.»
В 1949 году на районном совещании перед работниками образования озвучивается задача, поставленная руководством страны: «В новом учебном году должно быть полностью проведено всеобщее обязательное семилетнее образование не только в городе, но и в деревне. По постановлению советского правительства все учащиеся, закончившие в этом году четвертые классы, должны быть приняты в пятые классы семилетних и средних школ…»
К 7 ноября 1949 года районный отдел народного образования рапортует: «В селе Решёты закончено строительство и оборудование типового двухэтажного зданиясредней школы»
В 1950 году заведующий районо В.Сумаков приводит данные: «В нашем районе 113 начальных, семилетних и средних школ в которых в этом учебном году обучается 10 000 детей. В школах работает 365 учителей». По результатам переводных и выпускных экзаменов отмечались учителя, чьи ученики показали лучшие знания. «Все 32 ученика Решётинской средней школы учительницы Ермашкевич Марии Кузьминичны сдали экзамены только на хорошо и отлично». Среди лучших также результаты учеников Московской начальной школы учителя Осипова Николая Ивановича; воспитанников 4 класса Тинского детского дома и Н-Александровской начальной школы учителя Крылова, где 100 процентов учеников 4 класса сдали экзамен и переведены в 5 класс… Хорошо начали сдавать экзамены на
В 1952 году в живописной местности на берегу реки Пойма открывается пионерский лагерь, первоначально на 70 мест с оборудованными спальнями, столовой, клубом, медицинским пунктом. Первые пионервожатые- Аляутдинова, Лозицкая.
16 января 1952 года принимается решение райисполкома о реорганизации Ивановской начальной школы в семилетнюю. 29 мая этого же года – об отводе земельного участка для строительства Соколовской семилетней школы, и в конце 1952 года – о преобразовании Тинской семилетней школы в среднюю.
Большое развитие получает тимуровское движение, краеведческое («Красные следопыты»), туристические походы. В Нижнем Ингаше и Нижней Пойме открываются музыкальные школы, впоследствии преобразованные в школы искусств. В клубах и школах работает множество кружков по интересам. Открываются станция юных техников и станция натуралистов (впоследствии на ее базе создана Детский оздоровительно-экологический центр). Большое внимание уделяется физическому развитию детей: ведутся баскетбольные, волейбольные, легкоатлетические, лыжные секции. Особенными спортивными успехами отличаются Нижнеингашская №1, Решетинская №1, Тиличетская, Поканаевская средние школы..
Прием в пионеры и комсомол |
Вручение комсомольских билетов |
Учащиеся 1 класса Поканаевской школы с вожатой, 1960 г. |
На пионерский костер, 19 мая 1966 год (Поканаевская школа) |
В 1968 году была построена Тинская школа рабочей молодёжи.
В 1971 году на должность заведующего районным отделом народного образования назначается Пётр Петрович Тихонович. Он, уроженец небольшой деревни Юпатьевка, после окончания с хорошим аттестатом в 1952 году средней школы, был направлен учителем физкультуры и математики в Касьяновскую семилетнюю школу. По его воспоминанию в то время в школе обучалось 360 учеников, было две параллели каждого класса. В 1957 году Тихонович П.П. был отправлен на трехмесячные курсы в Красноярский педагогический институт, затем – учителем технологии в Нижнеингашскую среднюю школу. В 1960 году он поступил в Красноярский пединститут, который окончил в 1964 по специальности «преподаватель физики и математики». Коллеги избрали его председателем райкома профсоюза (в то время в нем состояло 1200 человек). В то время это была ставка освобожденного председателя.
В семидесятые годы система народного образования решает задачи перехода на одиннадцатилетнее образование. Семидесятые годы особенно «урожайные» на строительство новых школ в районе: строятся Березовская, Тинская №3, Стретенская, Ивановская, Соколовская школы, а также новый интернат при Соколовской школе. К началу учебного 1977-1978 учебного года сдана новая Павловская школа, принята в эксплуатацию Александровская.
Выпускники школ успешно поступают в медицинские, сельскохозяйственные, педагогические средние и высшие учебные заведения и молодыми специалистами возвращаются в район. Обеспечивается высокий уровень педагогических кадров и руководителей школ района. Среди них директора-новаторы средних школ: Григорий Моисеевич Рогов (Решотинская №1), Пётр Алексеевич Савватев (Тинская №1), Надежда Дмитриевна Волкова (Поканаевская), Ярослав Иванович Якимечко (Березовская). В школах работало много педагогов мужчин.
В 1977 году была построена специализированная школа-интернат в п.Тинском. В 1984 году в районе функционировала 51 общеобразовательная детская школа. Из них 16 средних, 5 восьмилетних, 32 начальных, 8 школ работающей молодёжи, 1 средняя образовательная заочная школа. 81 % школьников занимались в средних школах. В школах обучался 5231 ученик. В интернатах проживало 516 учащихся. В 1984 году в районе работало 36 дошкольных учреждений, 4 внешкольных учреждения (районный дом пионеров, станция юных техников, станция юных натуралистов, отделение детской спортивной школы), которые объединяли более 1200 детей пионерского возраста.
В ноябре 1978 года впервые в районе начались занятия в учебно-производственном комбинате, который был создан на базе Новоалександровской школы по инициативе директора Сергея Петровича Курочкина и преподавателя Аркадия Даниловича Матвиенко. Подготовка сельских школьников по профессиям механизаторов и животноводов была поддержана руководством района и управлением сельского хозяйства.
В признание заслуг Нижнеингашского района в организации народного образования П.П.Тихонович, единственный представитель от сельских райотделов, в 1978 году был делегирован от Красноярского края на Всесоюзный Съезд учителей.
В 1984 году в районе функционировала 51 общеобразовательная детская школа. Из них 16 средних, 5 восьмилетних, 32 начальных, 8 школ работающей молодёжи, 1 средняя образовательная заочная школа. 81 % школьников занимались в средних школах. В школах обучался 5231 ученик. В интернатах проживало 516 учащихся. В 1984 году в районе работало 36 дошкольных учреждений, 4 внешкольных учреждения (районный дом пионеров, станция юных техников, станция юных натуралистов, отделение детской спортивной школы), которые объединяли более 1200 детей пионерского возраста. В районе был создан межшкольный учебно-производственный комбинат, где обучались 481 человек десяти профессиям. 496 учителей, воспитателей, старших вожатых работали с детьми района в 1984 году.
Восьмидесятые годы в системе образования района – продолжение политики семидесятых годов и решение задач образования. В соответствии с требованиями реформы образования в Нижнеингашской №1, Березовской, Решотинской №1 открываются «нулевые» классы шестилеток. В 1983 году открыт учебно-производственный комбинат в Нижнем Ингаше, – районное учреждение образования, занимающееся профориентацией и подготовкой рабочих профессий старшеклассников, Это были следующие профессии: строитель, механизатор, оператор машинного доения, воспитатель детского сада, медсестра. Первым директором стал Юрий Викторович Шорохов.
В 80-90 годы руководителями отдела образования района работали Николай Николаевич Шарков, Василий Иванович Иванец, Валентина Ивановна Балахнина.
В 1996-1997 учебном году в районе работали 32 начальные школы, 7 непоных средних, 13 средних школ, в которых обучалось 5909 учеников. Обучение велось также в трех средних железнодорожных школах, вспомогательной школе (коррекционная школа – интернат IIV вида) и Тинское СПТУ – 69.
На протяжении всей деятельности образования района общее руководство и контроль за всеми образовательными учреждениями осуществлял отдел народного образования, который в соответствии с постановлением главы района № 31 от 05.02.2001 года «О реорганизации структуры администрации Нижнеингашского района» реорганизован в районное управление образования. Начальником был назначен Александр Афанасьевич Играёв.
В школах реализуется программа компьютеризации, создан ресурсно-информационный центр (впоследствии – межшкольный методический центр), школы участвуют в реализации национального проекта «Образование». За годы реализации приоритетного национального проекта «Образование» (2005-2010 г.г.) 5 школ района стали победителями конкурса образовательных организаций, внедряющих инновационные технологии, 14 педагогов района стали победителями федерального уровня в конкурсе «Лучший учитель», а 16 учителей являются победителями краевого уровня.
В 2008 году начальником назначается Наталья Александровна Черенёва. Образовательная сеть района насчитывает 17 детских садов (14 – муниципальные, 4 – ведомственные), 15 начальных общеобразовательных школ, 5 основных и 16 средних общеобразовательных школ, 4 учреждения дополнительного образования, районный межшкольный методический центр, Нижнеингашский центр образования. Кроме того, на территории района функционировали краевые образовательные учреждения: «Тинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат YIII вида» и КГОУ Павловский детский дом. Дошкольным образованием в районе было охвачено 913 детей, что составляло около 50 % детей района в возрасте от 2 до 7 лет. В общеобразовательных школах обучалось 3905 учащихся.
Одной из главных задач школ, детских садов является задача приведения зданий, помещений в соответствие с нормами СанПиН. В 2010 году сдается в эксплуатацию новое здание Тинской средней школы №1, проведен капитальный ремонт в Стретенской средней школе, начинается строительство нового здания Решотинской средней школы №1 и 1 сентября 2012 года школа сдана в эксплуатацию.
Тинская СШ № 1 |
Решотинская СШ № 1 |
В 2017 году система образования насчитывает 34 муниципальных образовательных организации (19 школ, 11 детских садов, 1 учреждение дополнительного образования) и 3 краевых учреждения (учреждение СПО, детский дом и краевая основная школа – интернат), в которых в общей сложности обучается 5970 детей, в том числе 1073 – в детских садах, 3244 – в школах (31 проживает в КГКОУ «Павловский детский дом»), 43 – в Нижнепойменском филиале КГБПОУ «Канский технологический колледж», 1610 – в МБУ ДО «Радуга». Образовательное пространство района предоставляет возможности для получения образования на всех уровнях образования. Подвоз учащихся к школам – является важным аспектом организации доступности качественного образования. Подвоз на 2017-2018 учебный год будет организован по 36 направлениям.
Дошкольное образование было и остается в фокусе внимания как со стороны власти всех уровней, так и общественности. В первую очередь это касается обеспечения детей местами в детских садах. Для организации доступности дошкольного образования организован подвоз детей в Максаковский детский сад «Родничок» из п.Нижний Ингаш, в детские сады п.Нижняя Пойма из п.Курдояки. Очередность в детские сады для детей в возрасте с 3 до 7 лет отсутствует на протяжении трех последних лет. Она сохраняется только для детей в возрасте до 3 лет, и составляет 309 детей.
Нижнепойменский детский сад «Золотой ключик» |
Нижнеингашский детский сад «Ромашка» |
Особого внимания требует организация работы по обеспечению равного доступа к образованию детям с ограниченными возможностями здоровья. В районе на постоянной основе работает психолого-медико-педагогическая комиссия. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образовательные и коррекционные услуги в детских садах и школах нашего района и эта работа активизировалась за последнее время. В образовательных организациях Нижнеингашского района обучается 161 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в дошкольных учреждениях -19, в школах- 142. Для них организовано обучение по адаптированным образовательным программам.
Дополнительное образование представлено в районе муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Нижнеингашским центром «Радуга». В районе функционирует 85 творческих объединений, которые осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: техническое творчество, спортивно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественное, культурологическое. В 2017 году был дан старт новым общеразвивающим образовательным программа – «Эстрадный вокал», «Бардовская песня» и «Легоконструирование».
Помимо учреждений, подведомственных управлению образования, в районе есть и другие учреждения, занимающиеся воспитанием и образованием детей. МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Темп» ежегодно обучает около 400 воспитанников. Учащиеся школ района (220 человек) получают дополнительное образование в двух детских школах искусств: МБУ ДОД Нижнеингашская детская школа искусств и МБУ ДОД Нижнепойменская детская школа искусств.